| 
 
    «Менеджер  вспыхнул» или «Секретарша воспламенилась» - эти  колкие шутки на рабочем месте свидетельствуют о  том, что эпидемия профессионального выгорания  шагает по планете бодрым шагом. И, внимание, она  передается коммуникативным путем! Иными словами,  если при вас кто-то усиленно жалуется на  неблагодарную работу, бесстыдных сотрудников и  горе–клиентов, то велика вероятность, что вы  также возненавидите свою работу, свои  обязанности и свое окружение. Что такое «синдром  профессионального выгорания», как его выявить и  как с ним бороться – выясняли «Женские страсти».
 
  Психиатры почувствовали запах  горящей проводки История гласит, что первыми забили в набат  психиатры. Это было в 70-80-х годах прошлого  столетия. Психиатры стали замечать, что слишком  переживают из-за болезней своих пациентов (позже  к ним присоединились другие врачи), постоянно  испытывают чувство вины (если болезнь  прогрессирует), или наоборот бурно радуются, если  недуг отступает. Это приводило к чрезмерной усталости,  ощущению «выжатого лимона», а также к  физическому истощению. Времени и сил на  личную жизнь не оставалось, все полностью  поглощала работа. Тогда синдром эмоционального  выгорания был списан как чисто врачебный  «побочный» эффект.    Несколькими годами позже, в 1984 году, на одном из  американских курортов случилось событие,  которое изменило общепринятое мнение  относительно синдрома. Так, за короткий период  времени на курорте распространилась странная  болезнь, симптомы которой совпадали с описанными  психиатрами.
  В частности, люди жаловались  на усталость, бессонницу, упадок сил, боли во всем  теле и вялость. И, что примечательно, все они были  представителями совершенно разных профессий. У  них, как ярко выразился один из исследователей,  «горела психологическая проводка».
 Время шло, жертв профессионального выгорания  становилось все больше (в одних США говорят,  более 5 млн. работоспособных человек), вместе с  тем увеличивалось количество информации о  данном весьма необычном состоянии. Как оказалось, больше всего «огоньков»  среди работников творческих специальностей, а  также среди тех, кто по долгу службы постоянно  общается с людьми и бывает на виду. К ним  относятся врачи, журналисты, психологи,  менеджеры, секретари, учителя и…уффф, большущий  список, всех и не перечислишь.   Даже  программисты (казалось бы совсем  «необщительная» профессия) подвержены  выгоранию. Не говоря уже о наших с вами…  начальниках. Да-да, эти монстры, которые могут  урезать зарплаты, распоряжаться вашим рабочим  временем как заблагорассудится (принеси – подай  – уйди - не мешай) и вообще, вмешиваться в вашу  личную жизнь и забирать самое святое – выходные,  они также «выгорают». Причем, делают это быстро и  ярко, как «бенгальские огоньки» - раз, и нет их.
 Однако радость от созерцания «пылающего» шефа  – вещь малоприятная, если вы «горите» вместе с  ним. Как проверить себя на «горючесть» (а заодно и  шефа)? Легко! 
  |